Системы вентиляции и кондиционирования

Монтаж систем вентиляции

      До начала монтажных работ на объекте или его части между представителями монтажной организации и заказчиком должен быть согласован перечень отдельных видов строительных работ, связанных с монтажом вентиляционных систем, и сроки их выполнения. К таким работам относятся:

  • устройство фундаментов, площадок и других опорных конструкций под вентиляционное оборудование;
  • устройство стен и перегородок в вентиляционных камерах, а также и перекрытий;
  • установка предусмотренных проектом закладных деталей в вентиляционных камерах для подсоединения вентиляционного оборудования и по трассе системы для крепления воздуховодов;
  • устройство горизонтальных и вертикальных монтажных проемов для подачи вентиляционного оборудования и воздуховодов к месту установки;
  • устройство стен и перекрытий в местах прокладки воздуховодов;
  • ошкуривание и окраска стен, перекрытий и перегородок в местах прокладки воздуховодов и установки воздухораспределителей;
  • пробивка отверстий в местах прохода воздуховодов через стены, перекрытия, перегородки, если они не оставлены при возведении здания;
  • устройство железобетонных стаканов и перекрытий в местах прохода вентиляционных шахт и монтажа крышных вентиляторов;
  • устройство креплений для крупногабаритных воздуховодов и площадок под циклоны, скрубберы, фильтры и т.д.;
  • устройство вентиляционных каналов в строительном исполнении (кирпичные, бетонные, асбестоцементные);
  • остекление окон и фонарей;
  • очистка мест производства вентиляционных работ от строительного мусора.

Монтажное проектирование систем вентиляции.

      Воздуховоды вентиляционных систем изготавливают на заводах вентиляционных заготовок и в мастерских по монтажным чертежам или эскизам. Монтажные чертежи выполняют на основе рабочих чертежей вентиляционных систем. Монтажные чертежи содержат:

  • аксонометрическую схему каждой вентиляционной системы, выполненную безмасштабно в одну линию с указанием номера каждой детали, отметок и привязок воздуховодов к осям и поверхности строительных конструкций;
  • комплектовочную ведомость с перечнем всех деталей, их размерами, характеристиками, количеством.
  • эскизы ненормализованных фасонных частей воздуховодов;
  • объемы работ и спецификацию материалов, и типовых комплектующих изделий.

      При разработке монтажных чертежей следует учитывать реальные возможности заготовительных предприятий. Они должны разрабатываться с максимальным использованием стандартных сечений воздуховодов, типовых вентиляционных изделий и деталей, нормализованных и унифицированных конструкций.

      Существует два способа выполнения монтажных чертежей: по замерам фактических расстояний между строительными конструкциями с натуры или только по рабочим чертежам марки ОВ и соответствующим архитектурно-строительным чертежам марки АР, чертежам на железобетонные и металлические конструкции марок КЖ и КМ.

      Первый способ дает более точный результат, однако проведение замеров в натуре возможно только при строительной готовности объекта, наличии отверстий под воздуховоды в стенах и перекрытиях, фундаментов под оборудование.

      При втором способе замеров по чертежам можно выполнить монтажный проект задолго до строительной готовности объекта. В этом случае для компенсации возможных отклонений от фактических размеров на прямых участках воздуховодов системы делают некоторый припуск по длине.

      Монтажные чертежи являются основным документом для изготовления деталей воздуховодов и сборки вентиляционной системы на объекте.

Монтаж вентиляционного оборудования.

      Монтаж вентиляционного оборудования выполняется в такой последовательности:

  • доставка в зону монтажа;
  • установка на проектную отметку;
  • проверка балансировки вентиляторов, натяжение ремней клиноременной передачи, крепление, ограждения;
  • подключение к сети воздуховодов.

Монтаж радиальных вентиляторов.

      Радиальные вентиляторы обычно устанавливают на пружинных виброизоляторах. Виброизоляторы типа ДО к полу крепить не требуется. При монтаже вентиляторов на металлоконструкциях или фундаментах виброизоляторы следует крепить к ним. Элементы металлоконструкции и закладные части, к которым крепят виброизоляторы, должны совпадать в плане с соответствующими элементами рамы вентилятора для возможности корректировки положения виброизоляторов. Если узлы вентиляторного агрегата не соответствуют проектным данным и центр тяжести агрегата смещен от расчетного положения, то размещение виброизоляторов определяют опытным путем. Вентилятор устанавливают на виброизоляторы и, перемещая виброизоляторы вдоль рамы, обеспечивают их равномерную загрузку и горизонтальное положение рамы. При регулировке более сжатые виброизоляторы следует отодвигать от предпологаемого центра тяжести агрегата. Отметив места окончательной установки виброизоляторов, в раме агрегата сверлят отверстия для их крепления.

Вентиляторы высокого давления и пылевые обычно устанавливают непосредственно на опорные конструкции, прикрепляя их болтами. При установке вентиляторов на бетонные фундаменты для крепления используют анкерные болты. Анкерные болты вставляют резьбовой частью снизу в раму вентилятора, на них навертывают гайки и контргайки, а сами болты опускают в гнезда. При установке вентиляторов на жесткое основание в некоторых случаях под раму подкладывают листовую резину толщиной 20-25 мм для уменьшения передаваемых вибраций. Под гайки анкерных болтов подкладывают резиновые шайбы, а отверстия под болты делают значительно большего диаметра, чтобы исключить контакт между рамой и болтами.

Монтаж осевых вентиляторов.

      Осевые вентиляторы могут быть установлены непосредственно в воздуховодах либо в стеновых или оконных проемах. Высота установки осевых вентиляторов обычно значительно превышает высоту рабочей зоны, поэтому монтаж их ведется с применением автопогрузчиков, автокранов или лебедок. При установке осевого вентилятора в воздуховоде его крепят к кронштейну, а фланцы кожуха соединяют с фланцами воздуховода. При установке вентилятора в стеновом проеме его закрепляют болтами к закладной металлической раме, обрамляющей проем.

Монтаж крышных вентиляторов.

      Для установки крышных вентиляторов строители подготавливают основание в виде специальной усиленной плиты со стаканом и закладными деталями. Во избежание попадания влаги по периметру стакана устанавливают специальный козырек. Между стаканом и вентилятором устанавливают резиновую прокладку.

Монтаж циклонов.

      Циклоны доставляются на объект в собранном виде либо отдельными транспортабельными деталями (бункер, корпус, улитка). Циклоны устанавливают на металлические или железобетонные отдельно стоящие постаменты либо крепят к строительным конструкциям (стенам, колоннам) и устанавливают на кронштейнах. К постаментам или кронштейнам крепится болтами нижний фланец циклона. Отдельные элементы циклона собирают на болтах. Во всех случаях установки циклонов бункера снабжают герметическими затворами либо пылесборниками. При монтаже циклонов необходимо обеспечивать герметичность собираемых узлов и выверять установку элементов по вертикали. Последовательность производства работ:

  • устанавливают постамент (или кронштейн), выверяют по уровню и отвесу;
  • стропят циклон и устанавливают в проектное положение, выверив затем по отвесу и закрепив болтами к постаменту;
  • устанавливают на бункере пылесборник и герметический затвор.

Технологическая последовательность монтажа отдельных элементов батарейного циклона:

  • поднимают корпус лебедкой выше отметки площадки, подкладывают опорные балки под опорное кольцо или башмаки, устанавливают и закрепляют корпус;
  • стропят бункер за кольца, заранее приваренные внутри бункера (трос пропустить через корпус) и поднимают лебедкой;
  • поднятый бункер прихватывают к корпусу циклона электросваркой, после выверки бункер окончательно закрепляют, приваривают к корпусу и снимают стропы;
  • поднимают на площадку циклонные элементы и устанавливают их на нижнюю решетку;
  • поднимают и устанавливают направляющие аппараты;
  • стропят, поднимают и устанавливают на корпус циклона крышку циклона;
  • после установки циклона подсоединяют воздуховоды к патрубкам циклона;
  • устанавливают затвор.

      Крупногабаритные циклоны, как правило, монтируют автокранами, которые выбирают в зависимости от массы и габаритов циклона. Сборка отдельных элементов циклона и окончательное закрепление их к конструкциям осуществляется с автогидроподъемника или передвижных монтажных площадок. Такелажные приспособления снимают после проверки правильности установки циклона с помощью уровня и отвеса.

Монтаж воздуховодов.

Монтаж горизонтальных воздуховодов.

      Воздуховоды монтируют как внутри здания, так и снаружи. Внутри здания горизонтальные воздуховоды прокладывают в межферменном пространстве, по колонам, по стенам, под фермами покрытий (при отсутствии мостовых кранов в цехе), под потолком, над подвесными потолками. Горизонтальные воздуховоды имеют ответвления (опуски) для подсоединения к воздухораспределителям или местным отсосам. В производственных цехах обычно прокладывают вначале магистральные горизонтальные воздуховоды и коллекторы, а затем вертикальные опуски к воздухораздаточным или приемным устройствам. Вне зданий горизонтальные воздуховоды прокладывают по стенам либо эстакадам.

      Монтаж горизонтальных воздуховодов под фермами покрытий или потолком помещений и цехов начинают с детального осмотра мест прокладки, чтобы выявить наиболее рациональные пути транспортировки воздуховодов, места сборки деталей в укрупненные узлы, потребность в грузоподъемных средствах. После этого приступают к монтажу: размечают места установки средств креплений, выполняют подготовительные работы (сверлят отверстия, привариваю закладные детали) и устанавливают крепления (кронштейны, подвески, опоры). Затем размещают грузоподъемные средства в определенных местах, закрепляя их к строительным конструкциям, доставляют в зону монтажа детали воздуховодов в определенной последовательности согласно предварительной разбивке системы и собирают их в укрупненные узлы в соответствии с рабочими и монтажными чертежами. Сборку производят на инвентарных подставках. В процессе сборки на воздуховоды надевают хомуты для последующего крепления к подвескам. После сборки узла производят строповку, используя траверсу, и закрепляют по концам узла оттяжки. Трос для поднятия траверсы опускают через отверстие в кровле, над которым на подкладках установлена ручная рычажная лебедка. Возможен другой вариант подъема, когда отводной блок крепится к нижнему поясу ферм, а лебедку устанавливают в цехе, что предпочтительнее с точки зрения подачи команд по подъему узла. Пробным подвешиванием уточняют центр тяжести и корректируют положение строп. На проектную высоту узлы поднимают лебедкой. С автогидроподъемника, телескопической вышки или подмостей узел крепят к заранее выставленным подвескам. Затем проверяют правильность положения воздуховода и соединяют его с ранее смонтированным узлом.

      Монтаж горизонтальных воздуховодов в межколонном пространстве начинают с установки внутри колонн промежуточных патрубков, временно прикрепляя их к колоннам. Длина патрубков должна быть несколько больше ширины колонн, чтобы их фланцы были доступны для сборки. Укрупненный блок, поднятый в проектное положение, соединяют с патрубками и крепят к заранее выверенным подвескам.

      Монтаж горизонтальных воздуховодов по наружным стенам зданий начинают с установки кронштейнов, используя телескопические вышки, подмости, автогидроподъемники. Укрупненные блоки воздуховодов поднимают автокраном или электролебедкой. При подъеме электролебедкой на перекрытии цеха устанавливают балку с отводным блоком на конце и закрепляют ее на перекрытии. При подъеме положение блока воздуховодов изменяют с помощью оттяжек, чтобы блок можно было установить на соответствующие кронштейны. Соединение блоков между собой и монтаж хомутов креплений выполняют с телескопической автовышки.

Монтаж вертикальных воздуховодов.

      Вертикальные воздуховоды монтируют как внутри, так и вне здания. Подготовительные работы аналогичны работам при монтаже горизонтальных воздуховодов.

      Монтаж вертикальных воздуховодов внутри многоэтажных административных или производственных корпусов обычно выполняют способом наращивания снизу или сверху либо способом, сочетающим оба метода.

При способе наращивания снизу, воздуховоды подают к месту монтажа на нулевую отметку. Предварительно на перекрытии здания на грузовой балке на грузовой балке над монтажным проемом или железобетонным стаканом устанавливают рычажную лебедку, а трос ее опускают вниз. До подъема воздуховодов должны быть установлены средства крепления (кронштейны). Первое звено поднимают до отметки, на которой нижний фланец будет, находится немного выше верхнего фланца второго звена. Соединив звенья, поднимают уже два звена вверх и присоединяют следующие. После подъема всего воздуховода его закрепляют на кронштейнах с помощью хомутов или опорных фланцев. Сняв оголовок и грузоподъемные средства, монтируют звенья, расположенные над перекрытием. Таким образом можно монтировать вертикальные воздуховоды высотой до 10-12 м и массой, не превышающей грузоподъемность лебедки.

      При монтаже наращиванием сверху воздуховоды подают на один из верхних этажей здания и устанавливают рядом с вентиляционной шахтой. Наверху шахты укладывают грузовую балку, к которой крепиться обычно ручная рычажная лебедка. На этаже, куда подняты воздуховоды, в шахте устраивают деревянный настил и с настила собирают несколько звеньев воздуховодов. Так же как и при монтаже наращиванием снизу, к верхнему звену прикрепляют оголовок, а к нему стропят трос лебедки. Лебедкой поднимают звенья для сборки укрупненного узла. Затем настил разбирают, а собранный узел опускают вниз на проектную отметку и закрепляют. Указанные операции повторяют до полной сборки вертикального воздуховода. Если в шахте проходит несколько вертикальных воздуховодов, то их можно монтировать как последовательно друг за другом, так и параллельно. Методом наращивания сверху можно монтировать воздуховоды любых сечений и любой протяженности, так как грузоподъемность механизмов определяется массой укрупненного узла, а не всего воздуховода, и длина узла может варьироваться в любых пределах.

      Монтаж вертикальных воздуховодов на наружных стенах зданий целесообразно выполнять автокранами. Сначала воздуховод собирают на нулевой отметке и стропят его на расстоянии 1/3 от верхнего фланца. Предварительную установку кронштейнов и последующее крепление воздуховода выполняют с автогидроподъемника, телескопической автовышки либо подмостей.